Интервью Родионова С.Ю. журналу "Бизнес для бизнеса"
Наш собеседник – Управляющий партнер ООО «Студия права» Сергей Юрьевич Родионов.
Да. Мы, например, никогда утверждаем, что мы – лучшие. Когда мы с моим партнером Александром Владимировичем Куракиным планировали и создавали юридическую компанию, уже имели опыт руководящей работы. И понимали, что, когда люди ищут юриста, они не ищут лучшего, они ищут адекватного. Адекватного сложности порученного дела. Люди ищут то качество юридических услуг, которое соответствует выполняемой задаче.
Для примера. Есть какая-то задача. Стоимость вопроса условно – миллион рублей. Можно, конечно, привлечь юриста стоимостью два миллиона, лучшего юриста на рынке. Но вряд ли это будет разумно: задачу такой юрист, безусловно, решит, но будет ли такое решение адекватно с экономической точки зрения? Считаю, что нет, поскольку в этом случае расходы превысят экономический эффект от решения задачи. Поэтому мы предлагаем юридические услуги, качество и стоимость которых адекватно тем задачам, которые ставит перед нами наш доверитель.
Мы не заявляем, что мы – лучшие. Мы утверждаем, что мы – полезные.
Ничего лишнего.
Мы не навязываем клиенту то, что ему не нужно.
Клиенту нужно решить конкретную проблему. Если он поставил перед нами задачу, то мы гарантируем, что мы сделаем все возможное для ее выполнения.
Следующий принцип это – доверие. Иногда приходится отказываться от поручений, если мы видим, что клиент нам не доверяет. Самые ценные наши клиенты это те, с которыми мы работаем даже не столько на основании письменных договоров, а на основании слова.
Мы исходим из того, что бизнес – это не зарабатывание денег, а взаимоотношения между людьми. Многие юристы, пообщавшись с клиентом, сразу предлагают решать его проблему в суде, обещая успех. Они, конечно, могут выиграть дело, но он при этом разрушат взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов. А опыт показывает, что, как правило, в любом споре виноваты обе стороны. Мы как раз стараемся найти точки соприкосновения, по возможности разрешить ситуацию без обращения в суд.
Многие наши сотрудники работали на рынке слияний и поглощений. Поэтому сопровождение корпоративной деятельности – одно из основных наших направлений. Когда люди создают совместный бизнес, они думают о том, как будут хорошо и дружно работать. Но когда появляются серьезные деньги, возникают разногласия между участниками, кто-то искренне считает, что вложил в это дело больше. И начинаются споры. То есть, те вопросы, которые не оговорили в начале, обязательно всплывут потом. Недаром считается, что любой конфликт между акционерами – попытка реализовать неявные возможности. Если эти возможности сразу убрать – не будет конфликта.
Мы выслушиваем акционеров, а потом оформляем все необходимые документы. Это могут быть договоренности о порядке управления, о порядке разделения прибыли, распределения убытков. Все эти вопросы мы фиксируем, и не было еще случая, чтобы эта нами созданная структура разрешения споров как-то оспаривалась в суде.
Второе направление – хозяйственные суды.
И еще одна услуга, которая, думаю, будет все больше востребована со временем: мы берем на себя часть функций штатного юриста компании. У любой фирмы есть основной вид деятельности, какие-то типовые договоры. Штатный юрист, как правило, прекрасно их знает, успешно выполняет функции в достаточно узких рамках. Но иногда возникают проблемы, в которых он недостаточно компетентен. Держать в штате узких специалистов, на случай, если такие проблемы вдруг возникнут – дорого. Гораздо эффективней привлечь профессионала со стороны. Таких специалистов мы всегда готовы предоставить.
Недавно был случай. Оппонент нашего клиента пошел на конфликт, обратился в суд. Формально мы проиграли дело в нескольких судебных инстанциях, но мировое соглашение, в конце концов, заключили на тех условиях, которые нашего клиента изначально устраивали и которое мы изначально предлагали оппоненту. Такая вот двоякая ситуация: вроде бы: судебные решения вынесены не в нашу пользу, но в итоге клиент достиг своих целей, а это – главное.
Я думаю, что мы можем гордиться тем, что с 2009 года, со дня начала работы, мы стараемся не повышать цены на свои услуги. Для постоянных клиентов применимы те цены, о которых мы договорились изначально, и с новыми стараемся работать на лояльных условиях. Это тоже принципиальный подход. Мы определили, что наш сегмент рынка – малый бизнес, и мы понимаем, что с деньгами могут быть трудности, и если мы будем повышать цены, какая-то часть клиентов вынуждена будет от нас уйти. А мы своими клиентами привыкли дорожить.