^Вверх
+7 495 507-0778
info@lawstudio.su

Новости кратко

Самострой, сносы, Конституция и суды

Самострой, сносы, Конституция и суды

Повод: Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 1748-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»

Суть: КС РФ подтвердил, что органы местного самоуправления вправе сносить объекты недвижимости, даже если право собственности на такие объекты подтверждено соответствующим актом государственной регистрации; и имеется ранее принятое судебное решение об отказе в сносе такой постройки.

КС РФ не усмотрел нарушений во внесудебном порядке сноса самостроя, введенным пунктом 4 статьи 222 ГК РФ .

Возникает вопрос о правовом статусе как самого акта государственной регистрации, который, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 этой статьи, «государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.»

Конституционный суд же в своем Определении указывает, что «гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях».

Таким образом, возникает логический конфликт:

- с одной стороны, юридический акт государства, единственно возможный для подтверждения права на объект;

- с другой стороны, мнение органа местного самоуправления, которое оказывается по своей силе выше юридического акта государства, и более того – не требует вообще никаких объективных оснований, кроме мнения чиновника местного органа власти на этот счет.

Причем даже наличие судебного решения, запрещающего снос постройки, не является препятствием для органа местного самоуправления.

Полагаем, что следует принимать во внимание тот факт, что с учетом принятого Определения и складывающейся правоприменительной практики практически любой объект недвижимого имущества может быть признан самостроем и снесен во внесудебном порядке. А судебные решения могут быть преодолены органами местного самоуправления столь просто, что всякий смысл в таких решениях попросту отсутствует, а судебная защита права собственника или иного законного владельца в описанных условиях попросту отменена.

Практика требует внимания и учета при проектировании сделок и схем владения имуществом.